понедельник, 30 мая 2016 г.

Monomyth "Exo" (2016)

Базирующаяся в Гааге голландская инструментальная спэйс-краут-рок группа MONOMYTH за без малого пять лет существования сумела привлечь к своей музыке внимание довольно широкой аудитории, занять место среди лидеров направления и приобрести репутацию «искателей и новаторов» инструментального спэйс-рока. Свою роль сыграли и внушительные послужные списки участников коллектива, и активная концертно-фестивальная деятельность. Да и записи у группы неизменно очень высокого уровня.

Monomyth

В марте месяце на Suburban Records вышел третий альбом MONOMYTH, который называется “Exo” и является завершающей частью концептуальной трилогии, открытой одноименным альбомом в 2013-ом и продолженной в 2014-ом альбомом “Further” (см. заметку). Записывался новый материал в прежнем составе: Selwyn Slop (бас; участник групп Incense, The Polar Exploration Ship и Lucid), Sander Evers (ударные; участник 35007 и Gomer Pyle), Peter van der Meer (клавишные; участник The Incredible Stacks и The Polar Exploration Ship), Thomas van den Reydt (гитары; из группы Alkaloid) и Tjerk Stoop (синтезаторы). Свое творчество авторы обозначают как «захватывающий инструментальный саундскейпинг», но от альбома к альбому их музыка мутирует и трансформируется.



К слову, само название коллектива восходит к известному исследованию американского специалиста в области религиоведения и сравнительной мифологии Джозефа Джона Кэмпбелла (1904-1987) под названием (в русском переводе) «Герой с тысячью лицами», впервые опубликованной в 1949 году. Исследуя мифы народов мира, ученый пришел к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетно-матричную структуру архетипического героя, и эту структуру он назвал «мономифом». Известно, что исследования Кэмпбелла в свое время вдохновили Джорджа Лукаса на создание саги «Звездные войны». Ну а в наши дни эстафету приняли голландцы MONOMYTH. Их дебютный альбом был посвящен явлению, известному как «зов приключений», и стилистически был близок к «арт-спэйс-року и спэйс-эйджу». Второй альбом “Further” являлся музыкально-художественным исследованием на тему «движения личности и ее устремленности к великому неизведанному» – работа была решена в стилистическом ключе «моторного краут-спэйс-рока». Основная тема нового альбома – «открытия», нанесение, так сказать, на карту сознания неизведанных и неизученных территорий.

Monomyth

Я, честно говоря, был готов к радикальному переосмыслению композиционно-аранжировочной и даже эстетической концепции (как это случилось, например, в прошлом году с другой голландской спэйс-рок группой Radar Men From The Moon из Эйндховена, см. заметку). Но MONOMYTH, похоже, являются сторонниками трансформаций продуманных и плавных. 5 инструментальных пьес, составивших 44-минутный “Exo”, обозначили аккуратное смещение стилистического фокуса от «арт-спэйс-рока» и «моторик-краут-рока» в направлении восьмидесятнического «транс-спэйс-рока». То есть в сторону спэйс-рок музыки с высоким удельным весом рэйв-электроники в ее различных трендовых проявлениях (см. заметку об эволюции «спэйс-рок» субжанра). Конечно, любые попытки классифицировать ту или иную музыку в общепринятых музыковедческих терминах всегда очень условны и относительны. Но слушая “Exo”, вы не сможете не почувствовать, что он не похож ни на “Monomyth”, ни на “Further” – притом что творческий подчерк группы идентифицируется однозначно. И если возникает необходимость описать, в чем суть отличий – то апеллирование к тезаурусу современной рок-музыки, как и терминологическая эквилибристика, почти неизбежны. Но можно и просто сказать, что на “Exo” в музыке группы изменился характер грува, и используются иные элементы текстурализации саунда.

Monomyth

MONOMYTH экспериментируют и могут импровизировать, но в рамках достаточно жестких композиционных структур. Открывающий альбом трек “Uncharted”, например, весь выстроен на столкновении загадочных и сумеречных эмбиент-дрон флуктуаций и угловато-массивных пост-прог-метал риффов. Но наиболее показательными я бы назвал транс-роковые композиции “Surface Crawler”, “ET Oasis” и кульминационный “LHC”… В них «спэйс» и «краут» рок прекрасно существует в ритмических фигурах эйсид-хауз, техно-джангл, брейк-бит и даб-бит электроники. Именно эти броские, динамичные, моторные, искусно разыгранные, интересно оформленные и вполне «танцевабельные» номера в буквальном смысле делают «доминирующее настроение» альбома.

Monomyth

Кстати, заполучив диск “Exo”, не преминул переслушать всю трилогию – все три диска в хронологической последовательности. Какой из них сильнее или слабее, я судить не возьмусь – очень разные по характеру и настроению работы. И каждая из них вполне самодостаточна. А вот индивидуальные предпочтения, конечно, есть… но не сомневаюсь, что у каждого слушателя они будут свои, индивидуальные. Да и меняться они могут в зависимости от настроения… В общем, и “Exo”, и (если еще не приобрели) “Monomyth”, и “Further” – любителям качественно спэйс-краут-психо инструментала рекомендуются всенепременно!

Слушать/скачивать на Bandcamp | MONOMYTH на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий