суббота, 1 июля 2017 г.

Komodo Kolektif "Sumantras" (2017)

Завершу обзорную неделю анонсом релиза шотландского винилового бутик-лейбла из Глазго Invisible, Inc. Это вышедшая в июне с.г. дебютная пластинка под названием “Sumantras” проекта KOMODO KOLEKTIF.

Komodo Kolektif

KOMODO KOLEKTIF – детище мульти-инструменталиста и композитора Graeme Miller (участник этно-ансамбля Gamelan Naga Mas, проекта Louise McVey & Cracks In The Concrete и пр. проектов-коллетивов) и мульти-инструменталиста, композитора, ди-джея Gordon Mackinnon (так же известен как GK Machine; участник Gamelan Naga Mas, создатель проектов Purple City и Strange Culture; владелец Invisible, Inc.). Прочие же участники в проекте задействованы на правах гостей – это синтезаторщик Paul Johnston (из группы Blinding Sunlight) и перкуссионист Jon Keliehor (в 60-е играл в группах The Daily Flash и Bodine, сейчас пишет музыку для театра и кино, участвует в деятельности ансамбля Gamelan Naga Mas).



На 12-дюймовом получасовом виниле “Sumantras” всего 3 инструментальных пьесы: на одной стороне “Night Of The Leyak” и “Binaural Bintaro”, на другой – укороченная 14-минутная версия композиции “Djakarta”. “Binaural Bintaro” (эта вещь была изначально написана для ансамбля Gamelan Naga Mas и исполнялась в Королевской консерватории Глазго) и “Djakarta” записаны в «живом» исполнении в 2014 и 2015 годах; редактирование, дописки и продюсирование материала было завершено в начале 2017-ого. В содержательном и стилистическом отношении музыка, которую исполняют KOMODO KOLEKTIF уникальна и едва ли поддается однозначной классификации.

Судя по составу участников, KOMODO KOLEKTIF – своеобразное «отпочкование» от ансамбля Gamelan Naga Mas, который с 1991 года специализируется на художественных исследованиях традиционной индонезийской музыки.

Arsenal of a traditional Indonesian Gamelan ensemble

Отсюда появление в инструментальном арсенале проекта экзотических перкуссий типа сарона, гендера, кемпула и пр. Авторы в очень затейливой манере скрещивают их звучание с винтажными синтезаторами, электрогитарами, традиционными европейскими перкуссиями и электронными сэмплами. Причем основную мелодическую тему композиций ведут именно упомянутые индонезийские перкуссионные инструменты – в строгом соответствии с исполнительской традицией индонезийских окрестров-гамеланов (для справки: основу традиционного гамелана Явы, Бали и Суматры составляют ударные инструменты, им отводится основная роль; наряду с ними задействуются и струнные щипковые, и струнные смычковые, и духовые, и разнообразные шумовые инструменты, иногда мужской-женский голос – всего набирается от 10 до 30 источников звука).


Так вот, KOMODO KOLEKTIF в своей музыке буквально культивирует функцию ударных инструментов и перкуссий, используя синтезаторы, гитары и электронику в качестве условно «фоново-шумовых» инструментов. Если абстрагироваться от этно-фольклорных корней и академических принципов организации музыки, попытаться рассмотреть ее в ракурсе современной альтернативной музыкальности, то ближайшими жанрово-стилистическими аналогами будут в широком смысле экспериментал-эмбиент, электро-акустика, краут-рок… Кстати, в музыковедческих энциклопедиях и справочниках термин для подобных музыкальных опытов есть, хотя и очень размытый – это так называемый «модерн-креатив».


Со своей стороны, отмечу два очевидных и важных для меня, как для слушателя, качества музыки KOMODO KOLEKTIF. Во-первых, музыка проекта имеет ярко выраженное аудио-визуальное или театрализовано-синематическое начало (очевидцы свидетельствуют, что немногочисленные выступления проекта всегда сопряжены с мультимедийным перформансом); во-вторых – авторы умудряются привнести в музыку какое-то подспудное шутливое настроение, в силу чего их композиции звучат несколько игриво и воспринимаются легко, несмотря на весь серьезный научно-академический подстекст творчества. Особо отмечу очень высокое качество аудио-продюсирования – даже цифровая версия альбома звучит исключительно качественно и свидетельствует об огромной звукорежиссерской работе, проделанной Graeme Miller и Gordon Mackinnon для формирования впечатляющей фактурно-объемной панорамы музыки и точно просчитанного распределения звука в акустическом пространстве.


Воистину волшебный альбом с совершенно особой аурой. Браво! Поклонникам концептуальной художественности, внежанровости, синематизма и инновационности в современной инструментальной музыкальной культуре рекомендуется настоятельно!

Слушать/скачивать на Bandcamp

Комментариев нет:

Отправить комментарий