вторник, 5 декабря 2017 г.

Electric Orange "EOXXV" (2017)

В этом году 25-летний юбилей творческой деятельности отмечает без преувеличения главная группа современного нео-краутрок движения – ELECTRIC ORANGE из города Ахена в земле Северный Рейн-Вестфалия.

Electric Orange

Напомню, что учреждена она была в 1992 году – изначально в качестве сольного сайд-проекта клавишника, мульти-инструменталиста, композитора и продюсера Dirk Jan Müller, который на тот момент был участником дуэта OCTOPUS’S GARDEN. Выпустив как ELECTRIC ORANGE пару альбомов, Dirk Jan Müller начал сотрудничество с гитаристом, вокалистом, мульти-инструменталистом и сонг-райтером Dirk Bittner, на тот момент игравшим в группе MENTAL RAPE. Так состоялся удивительный творческий тандем, известный среди музыколюбов как «Дабл-Ди», а ELECTRIC ORANGE стали дуэтом. Помимо оного, Dirk Jan Müller и Dirk Bittner учредили ещё один дуэт – BLOOP, который на некоторое время стал приоритетным проектом. Однако с началом нового тысячелетия ELECTRIC ORANGE возобновили активность, превратились в активно концертирующий и записывающийся квартет, а потом и в квинтет. Музыканты вокруг тандема DJM/DB изредка менялись, что ничуть не отражалось на оригинальности и художественности музыки группы. На сегодняшний день, помимо пары дюжин всевозможных малотиражных самиздатовских релизов, ELECTRIC ORANGE выпустили одиннадцать официальных программно-студийных тиражных альбомов: “Electric Orange” (1993), “Cyberdelic” (1996), “Abgelaufen!” (2001), “Platte” (2003), “Fleischwerk” (2005), “Morbus” (2007), “Krautrock From Hell” (2010), “Netto” (2011), “XX” (2012), “Volume 10” (2014, см. заметку) и “Misophonia” (2016, см. заметку). 25-летие же деятельности ELECTRIC ORANGE отметили, опубликовав сразу два альбома: “Time Machine 1992​-​2017” (CD выпущен авторами, а 2xLP-винил лейблом Adansonia Records из Бассенхайма) и “EOXXV” (2xCD и 3xLP – по той же схеме).

Electric Orange

“Time Machine”, обнародованный в конце июня – это прекрасно срежиссированная и спродюсированная интроспективная программа, составленная из не публиковавшихся ранее номеров периода 1992-2017 гг. и наглядно демонстрирующая причудливое многообразие художественно-музыкальной палитры ELECTRIC ORANGE. Экспериментальный эмбиент-дрон скейпинг, моторик-краутрок, прото-оркестрованный пост-рок, вокально-инструментальный поп-лаунж и ещё много прочего на этом альбоме мастерски объединены в общий переменчиво-настроенческий контекст, причём явно синематического толка. И там, где этот своеобразный саунд-трек к несуществующей киноленте заканчивается, начинается контекст нового монстр-альбома “EOXXV”.



Его программа состоит из 7 весьма продолжительных номеров – самый короткий длится 16-минут, а самый продолжительный 23 минуты. CD1 включает 3 композиции общей продолжительностью более 59 минут; CD2 – 4 композиции продолжительностью 75 с половиной минут. Материалы, вошедшие в альбом, готовились в собственной студии музыкантов, Fleisch в период с 2013 по 2017 год. Исполнялась музыка составом, который в неизменной конфигурации существует уже лет шесть: Dirk Jan Müller (синтезаторы, стринг-сет, хаммонд, меллотрон, клавинет), Dirk Bittner (гитары, перкуссия, дарбука), Tom Ruckwald (бас) и Georg Monheim (барабаны). Саунд-продюсирование: «Дабл-Ди». Мастеринг: Eroc.

Если связь “EOXXV” с “Time Machine” достаточно условна и носит скорее образно-драматургический характер, то связь 12-ого альбома с прошлогодним 11-ым вполне формальна. Поскольку добрая половина музыки “EOXXV” записывалась в то же время и на тех же сессиях, что и для альбома “ Misophonia”. Более того, треки “Misophonia IV” и “Misophonia V” (а это в совокупности почти 37 минут звучания нового альбома) являются непосредственным продолжением ключевого на прошлогоднем опусе триптиха “Misophonia”. Соответственно, авторы вновь приглашают нас в «сумеречную зону» фобий и маний (напомню, что «мизофония» отсылает к феномену-заболеванию, известному в психиатрии как «мизофобия» или навязчивый страх замараться или заразиться от любого контакта с окружающими предметами, людьми, самой жизнью).

Electric Orange

Не знаю, как складываются отношения участников ELECTRIC ORANGE с окружающим миром, но невольное соприкосновение со звуками, музыкальными формами и содержаниями современной жизни – явно вызывает у них (как же я их понимаю!) неприятие, отторжение, фобию и стремление от всего подобного дистанцироваться. Дистанцироваться через собственное звуко-музыкальное творчество. Что ж, похоже, что именно так на нынешнем этапе и складывается культурологический и художественный феномен группы. ELECTRIC ORANGE ни на кого не похожи, и никто из известных и малоизвестных их коллег по нео-краутроковому цеху не по похож на них. Конечно принятые ими на вооружение принципы, закономерности и приёмы «мгновенной музыки», «алеаторической композиции», «композиционной сериальности», «ситуативной импровизации», «пространственной музыки», «локализации звука» и так далее – выведены и разработаны задолго до того, как Dirk Jan Müller и Dirk Bittner стали заниматься музыкой. Но то как эти авторы используют теорию «новой музыки» на практике, в частности соединяя в своих композиционно-импровизационных пьесах алеаторический и сериальный методы (противоположные по сути подходы, хотя и не взаимоисключающие) – уникально. Музыку нынешних ELECTRIC ORANGE буквально невозможно воспринимать в категориях традиционных музыкальных рок-форм, но не потому, что форм нет, как может кому-то показаться… Представьте себе живой биологический организм, который на продолжительном отрезке времени то группируется, то расслабляется, то меняет позу, вновь группируется, расслабляется и т.д. – это и есть прототип музыкальной композиции группы. Музыка – как перманентный процесс формоизменения. Любое музыкальное движение – как приобретение новой формы, подлежащей трансформации. Буквально как и в случае с любым живым организмом… Традиционалист, конечно, категорически не согласится и скажет, что любой организм сам по себе есть форма (кстати, именно так в подавляющем большинстве случаев и воспринимают музыку – будь то академическую или популярную). Но, если задуматься, это утверждение весьма схематично, условно и далеко от истины. Никакая форма, как и никакой организм, не может существовать вне категории времени-пространства – во всяком случае в известном нам измерении. И чем продолжительнее отрезок времени-пространства, тем тем явственнее проявляют себя формоизменения. Младенец и старик суть один и тот же организм, но совершенно различных форм. Идея абсолютной устойчивой формы – как в природе, так и в музыке – есть великая иллюзия материи, заблуждение и самообман, как следствие подсознательного стремления организма, осознающего свою мимолетность и конечность, к вожделенной вечности… По сути, своей музыкой ELECTRIC ORANGE, даже если сами они того не осознают, утверждает, что форма есть движение, а движение, в свою очередь, есть первичное условие многообразия формы.

Electric Orange

Не дело, конечно, музыкальную рецензию сводить к психо-философии. Но, уж простите, сдержаться нет возможности. Потому что моё индивидуальное отношение к творчеству ELECTRIC ORANGE за рамки чистого музыкального искусства выходит. С моими рассуждениями, конечно, можно не соглашаться. Но, если иная музыка для вас является не просто удовольствием, а источником вдохновения и возможностью соприкоснуться с чем-то неизвестным – попробуйте прочувствовать “EOXXV” примерно в этом ключе. И, не сомневаюсь, вы услышите музыку альбома иначе. “Continuum”, “Under The Nun”, “Gnosis”, “Misophonia”, “Faint”, “Residuum” – это не просто инструментальные музыкальные пьесы, не просто аудио-художественный, композиционно-импровизационный, структурный и фактурный контент. Это отражение живого и развивающегося мира-движения. Это уникально сбалансированная множественность форм, существующих в многомерном времени-пространстве… Приобщение к этому миру – волнующее волшебство. Постижение его – осознанный шаг за границы привычной обыденности… И кажется мне, что слушателю, знакомому с классической музыкой и академическим авангардом, сделать этот шаг будет проще и легче. Впрочем, как бы инновационно не звучали ELECTRIC ORANGE на новом альбоме, и как бы далеко они не уклонялись от действующих трендов экспериментальной рок-музыки, любители космического синт-эмбиента, пространственно-текстурных пульсаций-флуктуаций, экзотических минималистских гармоний, моторного краут-грува, тактильной электро-акустики, трансцендентной психоделии и трансрегрессивного синематика… альбом воспримут с восторгом. Потому что, несмотря на академически-авангардную сложность подтекста, музыку коллектив играет элегантную, увлекательную, завораживающую и загадочную, парадоксально располагающую как к глубокомысленному интеллектуализированию, так и к отдохновению от оной напасти. Ну а о том, насколько высоко исполнительско-композиционно-импровизационное мастерство участников коллектива, и насколько великолепно поставлено звучание нового альбома, я думаю, вы сможете прочитать в любой другой «экспертной» рецензии.


Одним словом, браво! Свой юбилей ELECTRIC ORANGE отметили не просто затейливой ретроспекцией, но и бесподобным высоко эстетичным и артистичным музыкально-художественным новым опусом для посвящённых аудиофилов-интеллектуалов. Мои искренние поздравления коллективу! И самые настоятельные рекомендации всем, кто любит глубокую и новаторскую рок-инструментальную музыку!

Слушать/скачивать на Bandcamp | ELECTRIC ORANGE на Facebook

Комментариев нет:

Отправить комментарий