суббота, 2 декабря 2017 г.

Louis Minus XVI "De Anima" (2017)

Ещё один любопытный релиз, в издании которого на виниле, компакт-дисках и магнитофонных кассетах принял участие канский лейбл L'étourneur (в альянсе с десятком других микро-лейблов типа Tandori, Love Mazout, Poutrage, BeCoq, Tomaturj, Circum-Disc, Atypeek Music и др.) – новый альбом инструментальной джаз-кор группы LOUIS MINUS XVI из Лиля.

Louis Minus XVI

В этом году коллектив в котором с момента основания играют Adrien Douliez (альт-саксофон), Jean-Baptiste Rubin (тенор-саксофон), Maxime Petit (бас) и Frédéric L'Homme (барабаны) отмечает своё десятилетие. За это время группа выпустила четыре альбома: “Birds & Bats” (2011), сплит с Lachen Akil “Tamlalte Split” под именем LUIS MINUS SEIZE DUO (2013), “Kindergarten” (2014) и “Brussels” (в июле 2017). А вообще, в лучших традициях современной фри-джаз и джаз-кор сцены музыканты группы гиперактивны: они также участвуют в формациях Unik Ubik, Hook, The Sommes Ensemble и др., играют со «звёздами» типа Daniel Carter и Pascal Comelade… “De Anima” – соответственно, пятый альбом LOUIS MINUS XVI.



Вошедшие в него 4 импровизационных номера общей продолжительностью менее 30 минут (LOUIS MINUS XVI в принципе предпочтение отдают получасовым альбомам) записаны за два дня в голландской студии White Noise под продюсерским началом Marlon Wolterink (который работает со многими известными экстремальными арт-кор исполнителями). Играют LOUIS MINUS XVI то же, что и обычно – импровизационный инструментальный джаз-кор, своей миссией провозглашая «низложение ценностей современной джаз музыки».

Louis Minus XVI

Аналогичных импро-инструментальных джаз-кор и нойз-джаз проектов – в том числе и представляющих в составе двух саксофонистов – по Европе обращается велико много. По какой-то причине их очень любят привечать в России, вкладывая порой в их творчество манифестационную концепцию-идею, которой там порой и в помине нет… LOUIS MINUS XVI, пусть миссию свою и обозначают, о себе и своей музыке особо распространяться не любят, мол «Мы – нойз-рок и фри-джазовый квартет для саксофона, саксофона, бас-гитары и барабанов. И всё. Не нравится – не слушайте». Критикам-интеллектуалам лильский квартет очень даже нравится… Должен сказать, любить их творчество есть за что. Виртуозной техникой исполнения сейчас, конечно, никого не удивишь. А вот оригинальностью художественного мышления – в смысле тонкого понимания основ-принципов традиционной музыки различных стилистических направлений и их эдакой трогательно бережной импровизационной деконструкции – очень даже можно.

Louis Minus XVI

“De Anima” – на мой вкус, один из самых оригинальных, содержательных и умных мини-альбомов LOUIS MINUS XVI. Каждый номер на нём имеет свою индивидуальную специфику, причём во многом определяет её ритмический рисунок, исполняемый ритм-секцией. Открывающий 9-минутный номер “Lustig Traurig” представляет собой весьма любопытную мутацию «пост-колтрейновского» джаза и репетитивно-минималистского моторно-грувового краут-рока: без особого развития контекста в целом, но с множественным нагромождением деталей, рождающихся из дуэли-диалога двух саксофонистов, с одной стороны, плюс бас-гитариста с барабанщиком – с другой. 2-минутная миниатюра “Violence Gratuite” – это хрестоматийный джаз-панк-кор рубежа 80-90х: возбуждённый, нервный, дёрганный, социопатический, если угодно. 9-минутный импровиз “I Want you Lemchaheb” – одна из самых красивых и томных вещей на альбоме: начинается она в манере «чет-бейкеровского» кул-джаза, постепенно набирает массу, темп, обрастает деталями, в заключительной трети приобретает трагический тон и неожиданно стихает. Заключительная 9-минутная “Une Certaine Dose de Tendresse” отталкивается от традиции бибоп-джаза, но преподносит её в утрированной спотыкающейся-буксующей манере: это одна из самых сложных для восприятия вещей альбома, поскольку фокус импровизации постоянно смещается от одной из солирующих линий к другой, а солируют, между тем, все четверо музыкантов.

Louis Minus XVI

Что ж… я по-прежнему убеждён, что подобную музыку, если и слушать, то лучше всего на концертах в малых залах. Когда совершенно иррациональным образом складываются оптимальные условия для её сиюминутного интуитивного восприятия. Тем не менее, “De Anima”, несмотря на скоротечность альбома, – это программа, которая остаётся весьма действенной и в записи. Альбом отличный – отнюдь не эпатажно-радикальный, а прекрасно сбалансированный в плане композиционности, импровизационности и художественной деконструкции. Рекомендую… но всё же, слушать её лучше индивидуально, не беспокоя близких и домашних животных.

Слушать/скачивать на Bandcamp | официальный сайт LOUIS MINUS XVI

Комментариев нет:

Отправить комментарий